Условия для плавания маломерного судна, особенно в дальних походах,
бывают самыми различными. Маршрут может пролегать в открытом море,
озере, водохранилище, вне видимости берегов и в прибрежных морских
районах. Труднопроходимая для судов река с быстрым течением и малыми
глубинами, по которой судно идет сегодня, завтра, сменяется широким
водохранилищем, а затем шлюзованным каналом с интенсивным судоходством и
т. д.
Даже в одном районе степень трудности плавания не всегда одинакова. В
зависимости от гидрометеорологических и других условий характер плавания
часто меняется. Например, плавание в шторм на открытых водных
пространствах отличается от плавания в штиль; плавание на реке в межень
отличается от плавания в половодье; плавание до и после попусков воды
через плотины, ниже и выше их также различно и т. д.
Изменение условий плавания, а это обычно связано с изменениями района,
где происходит движение судна, может вызвать изменение навигационных
(мореходных) качеств судна, его методов эксплуатации, в том числе при
выборе курса и управлении.
Сильное волнение поверхности воды может резко уменьшить динамические
или статические навигационные качества у не приспособленного к плаванию
в шторм судна и вызвать непредвиденное осложнение.
Суда могут подразделяться на морские, озерные, речные. У судов,
выходящих в открытые водные пространства, должна быть хорошая
мореходность, а у судов, плавающих на малых реках,- минимальная осадка.
В соответствии с условиями плавания в различных морских и речных районах
суда, техническое состояние которых контролируется Регистром СССР и
Речным Регистром РСФСР, в зависимости от конструктивных данных судов, их
прочности, оборудования, снабжения, мореходных качеств и технического
состояния разделяются на классы, не зависящие от главных линейных
размерений судна.
Внутренние судоходные пути - реки, озера, водохранилища - разделяются
Речным Регистром в зависимости от районов, где мьгут плавать
поднадзорные Речному Регистру суда, на четыре разряда: М, О, Р, Л.
Соответственно подразделяются по этим же классам (М, О, Р, JI) суда,
поднадзорные Речному Регистру.
Суда класса М рассчитаны для плавания на больших глубинах, при наличии
волн высотой Зли длиной 40 м. Условия - приближенные к морским. Это суда
с повышенной прочностью корпуса и хорошими навигационными качествами, т.
е. с увеличенной плавучестью, остойчивостью и т. д.
К разряду М относятся: устье реки Северной Двины и выход в Белое море до
Архангельского плавучего маяка; Обская губа от Нового порта до о.
Шокольского и Тазовская губа; Енисейский залив от Усть-Порта до о.
Диксон и Гыданская губа, восточная часть Финского залива - от Кронштадта
до Выборга; Печорский залив от Нарьян-Мара до островов Гуляевской кошки;
Амурский лиман ниже г. Николаевска-на-Амуре, а также озера Ладожское,
Онежское, Байкал, Иссык-Куль и Аральское море.
Судам класса М, плавающим в бассейнах: Татарский пролив от Амурского
лимана вдоль берега материка до Де-Кастри и от Амурского лимана вдоль
западного побережья Сахалина до Александровска; Енисейский залив от
Уст-Порта до о. Диксон и Гыданская губа; Обская губа от Нового порта до
о. Шокольского и Тазовская губа, восточная часть Финского залива от
Кронштадта до Выборга, разрешается выход в плавание при силе ветра не
выше шести баллов по шкале Бофорта.
Суда класса О рассчитаны для плавания при наличии волн высотой до 2 м и
длиной 20 м. Условия плавания - озерные. К разряду <О> относятся
следующие районы: озера Балхаш, Севан, Выг-Озеро; Рыбинское, Цимлянское,
Каховское и Новосибирское водохранилища; Курский залив, Гранц-Рыбачье,
Нида, Финский залив от Ленинградского порта до Кронштадта, Астраханский
12-футовый рейд, Обская губа от Ямсальского бара до Нового порта;
низовья рек: Лены - ниже устья реки Алдан до бухты Тикси, реки Амура -
от Хабаровска до Николаевска-на-Амуре, Енисея - от Игарки до Усть-Порта,
Южного Буга - ниже г. Николаева, Днепробугский лиман до Очакова, Волга
от Камского устья до Куйбышевской ГЭС (Куйбышевское водохранилище) и от
Саратова до Волгограда (Волгоградское водохранилище), Кама -от
Березников до Камской ГЭС (Камское водохранилище) и от Чистополя до
устья Камы.
Суда класса Р рассчитаны для плавания при волне высотой 1,2 м и длиной
12,5 м. Условия плавания речные, как правило, магистральные реки и
большие притоки. К разряду/5 относятся озера Чудское, Белое, Ильмень,
Зайсан, Кубенское, Иваньковское водохранилище (Московское море); Волга -
от Калинина до Коприна, от Рыбинска до Горького (в том числе Горьковское
водохранилище), от Горького до Камского устья, от Ставрополя до
Саратова, от Волгограда до Астрахани - морской канал; Кама - от Перми до
Чистополя, Обь-от Камня до Ямсальского бара; Енисей - от Красноярска до
Игарки; Иртыш - ниже Омска; Лена - от Витима до устья реки Алдан; Днепр
- ниже Днепропетровска (за исключением Каховского водохранилища);
Северная Двина - от реки Пинеги до Бара; реки Нева, Свирь, Колыма, Ясна,
Индигирка, Ангара, Алдан, Селенга, Печора- от Усть-Пильмы до
Нарьян-Мара, Амур - от Благовещенска до Хабаровска, Дон - от Ростова до
морского канала, Южный Буг - от Николаева до с. Терноватое, Куршский
залив- от Клайпеды до Ниды, Веселовское водохранилище, капал имени
Москвы и его водохранилище, Волго-Донской капал - от Красноармейска до
Пятиизбянских рейдов, Вислинский залив (Калининград- Балтийск - устье
реки Эльбинская Висла).
Суда класса Р допускаются к плаванию по озерам Ильмень, Чудскому и озеру
имени Ленина при силе ветра не выше шести баллов по шкале Бофорта.
Суда класса Л могут плавать только при незначительном ветровом волнении
на поверхности воды. Они имеют малую осадку для того, чтобы плавать на
небольших глубинах. К разряду Л относятся верхние плесы больших рек,
таких как Лена выше Витима, Енисей выше Красноярска, Волга выше
Калинина, Днепр выше Днепропетровска, Печора выше Усть-Цильмы, Амур выше
Благовещенска, Северная Двина выше устья реки Пинеги, Кама выше
Березников, Обь выше Камня, Иртыш выше Омска, реки Шилки, Зея, Аму-Дарья,
Волхов, Западная Двина, Ока, Москва-река, Неман - Калининградский канал,
река Данге до Клайпеды, Маныч от устья до Веселовского водохранилища и
все остальные реки, не названные выше.
Морские суда по району плавания подразделяются на суда: а) с океанским
(неограниченным морским) районом плавания; б) с морским районом
плавания; в) районом прибрежно-морского плавания; г) районом рейдового
плавания; д) плавающие в районе портовых вод. Некоторым малым
промысловым судам и мотоботам удаление от берега разрешается только на
10 миль. Они могут выходить в море при ветре до четырех баллов.
Каждому маломерному судну, не поднадзорному Регистру СССР и Речному
Регистру, плавающему на внутренних судоходных водоемах и в прибрежной
зоне морей присваевается соответствующий класс: первый, второй, третий.
Примечания: 1. Минимальный наводный борт определяется на стоянке
меньшим из 3 замеров от миделя в корму, включая наименьший замер на
некоторых судах у транца, или же он измеряется от действующей ватерлинии
до первого открытого отверстия и негерметичного выреза в корпусе.
2. Для гребных лодок высота надводного борта у форштевня должна
составлять не менее 10% длины лодки.
3. В исключительных случаях отдельным судам могут устанавливаться
условия плавания на волнении до 5 баллов и район плавания, отличные от
заданных таблицей. При этом могут быть заданы условия в том числе: с
сопровождающим судном, следование определенной трассой, в определенное
время суток и т. д.